Среда, 17.01.2018, 16:08
Началка
Шереметовой Веры
РЕГИСТРАЦИЯ
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Помощь психолога [4]
Работа с неуспевающими [0]
О здоровье детей [1]
Доклады на родительские собрания [24]
Подсознание может всё [20]
О развивающем обучении [3]
Педсовет [2]
Советы логопеда [1]
Статистика
Облако тегов
Главная » Статьи » О развивающем обучении

Развивающее обучение

Личностно-ориентированное  и развивающее обучение. 

 

На сегодняшний день уже чётко определена стратегическая цель содержания образования – это обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.

     Первым компонентом этой системы управления выступает сама личность учителя. Изменяется его позиция по отношению к ученику, к самому себе. Учитель – не только носитель предметных знаний, но и помощник в становлении и развитии личности ученика, уважающий эту личность независимо от меры его приобщённости к знаниям, от его знания или не знания.

    Второй компонент – изменения функций и строения знаний, которые осваиваются в школе. И способов организации процессов усвоения. Знание в наше время даёт возможность человеку занять место в современной культуре и цивилизации, только если оно представлено в духе современного информатизированного общества – как системное, междисциплинарное, обобщённое. Процессом его усвоения не может быть рутинное заучивание, репродукция. Усвоение знаний организуется в многочисленных формах поисково-мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.

        Третий компонент – выдвижение на первый план социальной природы всякого учения и развития личности, с чем связан выбор форм обучения( совместная деятельность, естественное становление индивидуальности в коллективе школьников).

         Четвёртый компонент реорганизации связан с отказом от репрессивной, подавляющей ролью оценок и всякого тестирования, с изменением критериев оценивания, эффективности обучения и воспитания.

          Одним из важных направлений решения названных задач являются разработки и внедрение новых педагогических технологий. Однако следует отметить, что технологический подход  к образовательным процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные направления в области педагогической науки. Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, теорий в практике, поэтому педагогическая  технология занимает промежуточное место между наукой и практикой.

           Педагогические технологии могут различаться:

   - по источнику возникновения (на основе опыта или научной концепции)

-по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности)

-по возможностям педагогических средств ( какие средства воздействия дают лучшие результаты)

-по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями)

-по тому, какую сторону педагогического процесса обслуживает предложенная педагогическая технология, и т.д.

      Личностно-ориентированный подход к образованию

 С одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность ученика, что является условием его развития. И, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.

      Назначение личностно-ориентированного подхода к образованию

    Состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.

       Образовать человека

 Значит помочь ему стать субъектом культуры, научит жизнетворчеству, что предполагает вовлечённость в этот процесс самого ребёнка.

        Цель личностно-ориентированного образования

Состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.

         Основные человекообразующие функции: гуманитарная, культурообразующая, социализации, социализации.

          Гуманитарная:

Суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней. Средствами реализации данной функции являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество.

           Культурообразующая:

Направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация данной функции позволяет приобщить человека к миру культуры, дать ему почувствовать общность с другими людьми посредством единой, в том числе национальной культуры.

            Социализации:

Предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества. Результатом реализации этой функции являются личностные смыслы, определяющие отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание, мировоззренческие ценности и отношения. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определённой культурной среде.

   Соответственно механизмами реализации этой функции являются рефлексии, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

               Личностно - ориентированный подход 

это, та методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.

 

 

 

           Урок

это основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция, форма организации.

 

          Требования к личностно-ориентированному уроку:

-использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, способствующих выявлению субъективного опыта ученика;

-создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

-создание положительного эмоционального настроя на работу в ходе всего урока;

-поощрение ученика находить свой способ работы, выбирать более рациональный;

-оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и в ходе его достижения;

-использование проблемных творческих заданий;

-создание педагогических ситуаций общения на уроке, для более полного самовыражения каждого ученика.

 

В ходе проведения уроков личностно-ориентированной направленности у учащихся должны выработаться умения:

- самостоятельно применять ответственные решения;

-планировать свою деятельность, оценивать ее результаты;

-строить отношения с учащимися в ходе сотрудничества.

 

     Основными формами работы должны быть

общеклассная и индивидуальная. Основными методами – частично – поисковый, проблемный.

 

      Основные этапы личностно-ориентированного урока:

-проверка усвоения предыдущего материала;

-презентация нового материала;

-практическая работа под руководством учителя;

-самостоятельная работа учащихся;

-самоконтроль и самооценка результата;

-подведение итогов урока;

-информация о домашнем задании;

-контроль за усвоением знаний учащимися.

 

Из этих этапов урока можно создавать различные комбинации, в зависимости от изучаемого материала. Такой подход позволяет каждому ученику самореализоваться в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями, выявить склонность ребенка к определенным предметам.

 

 

Развивающее обучение.

Неотъемлемой составляющей личностно-ориентированного образования является развивающее обучение.

Наиболее существенным и общим условием успешности развивающего обучения является сохранение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся, что возможно лишь в том случае, если в качестве предмета усвоения задаётся система теоретических понятий. Разумеется, определить такую систему понятий при отсутствии специальных программ, предназначенных для данного этапа развивающего обучения - задача весьма не простая. В условиях развивающего обучения, направленного на усвоение понятий, традиционная формула " знаю, но ещё не умею” трансформируется в формулу " не умею – значит, не знаю”.

Ряд учёных (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим. Вот наиболее важные из них:

- учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;

- при разработке содержания занятий нужно проектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития(зона актуального развития – это область наличных возможностей ребёнка, зона ближайшего развития – зона потенциальных возможностей, перспектив);

- для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них "ситуацию успеха”, т.е. предлагать задания , с которыми ребёнок наверняка справится;

- оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс его получения, причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.

И последний вопрос, который мне бы хотелось осветить: "Как может быть организован учебный процесс развивающего типа?” Группой учёных выявлен ряд подходов:

1. Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта-реализация идеи "обучение через открытие”. В рамках этого подхода учащийся должен сам открыть явление, закон способ решения задачи не известные ему ранее. При этом он может опираться на цикл познания.

2. Коммуникативный, или дискуссионный подход. Учащийся на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определённую научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать своё мнение и понимать чужое, вести критику, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, и находить компромисс, "докапываться до истины.

3. Имитационный подход. Класс разбивают на бригады или группы, каждая из которых самостоятельно работает над общим заданием, имитируя то или иное заведение, фирму. Итоги деятельности обсуждаются, оцениваются, определяются лучшие, наиболее интересные. Примером такого подхода на занятиях может быть урок защиты проектов.

Итак, новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей - вот заказ нашего современного общества.

И закончить своё выступление я хочу словами А. Дистервега: "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”.

 

Категория: О развивающем обучении | Добавил: Venera (29.11.2011)
Просмотров: 1015 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 106
Статистика
free counters
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг
Яндекс цитирования
Подарок для ребёнк

Kод для $10 скидки: LFBN0
FLIP
Copyright MyCorp © 2018